Де живе «русскій мір»: (не) марні пошуки на карті
Специфічною рисою генези російської експансії є формування та розвитку «російського зарубіжжя» – комплексу різних чинників, що з поширенням елементів російської культури у країнах, які раніше перебували у зоні політичного впливу Російської імперії та СРСР і представляють стратегічний інтерес для Росії.
Рассматривая истоки этой категории, следует обратить внимание на созвучный и близкий по значению термин «русское Забужье», закрепившийся в научных трудах имперской эпохи середины XIX века. Будучи применённым для обозначения расположенных на правобережье реки Буг исторических регионов Холмщины и Подляшья, он культивировался в качестве фальсифицированного этнонима. Упомянутые земли назывались «древним достоянием русского народа», а отдельный сборник статей был специально посвящён обоснованию их «исконной принадлежности» к россии. Довольно показательно, что эти и другие издания, посвящённые созданию вышеупомянутой мифологемы, были изданы по инициативе и под эгидой министерства внутренних дел российской империи. Также на каждом из них проставлена виза представителя цензурного комитета о допуске книги к продаже и использованию. Учитывая, что по результатам проведённой в 1897 г. переписи населения российской империи лишь треть её подданных были грамотными, подобные труды распространялись в основном среди интеллигенции. Из её представителей к концу XIX в. сформировалась довольно значительная не выгодная для монархических устоев когорта либералов. Как раз на них и были рассчитаны все эти рассказы о восстановлении «исторической справедливости» и возвращении под власть российского царя «исконных» территорий. При этом для других слоёв населения были созданы нищенские условия, при которых они вынуждены были беспокоиться о собственном выживании, но отнюдь не интересоваться политикой.
Этимология термина «русское Забужье» свидетельствует о вполне искусственном характере его конструирования. Так, в частности, один из придворных мифотворцев П. Батюшков писал, что Холмщина исторически тяготела к южнорусскому краю (как тогда называли Украину), а Подляшье, в свою очередь, имело связи с Брестом и было захвачено в середине ХIV в. войсками Великого княжества Литовского, которое уже к тому времени позиционировало себя как польско-литовский союз. После этого оба историко-культурных региона были объединены под эгидой Холмской епархии и в дальнейшем рассматривались исключительно в качестве единого этнокультурного сообщества. Следовательно, П. Батюшков и его последователи стали развивать псевдонаучные теории о том, что Забужье давно тяготело к россии как целостный регион и там создавались и развивались элементы материальной и нематериальной русской культуры. Более того, такие известные шляхетские роды, как Сапеги, Чарторыйские, Вишневецкие, Ходкевичи, Четвертинские и ряд других, были названы «исконно русскими», а факт их проживания и деятельности в Польше на протяжении многих веков становился, в свою очередь, дополнительным аргументом в пользу её «российскости». К числу «памятников русской культуры» на Холмщине и Подляшье относили, в частности, первопечатные произведения известного украинского мыслителя Ивана Фёдорова, предметы архитектурного убранства холмских монастырей и их иконы, ряд сельских церквей, личное оружие гетмана Б. Хмельницкого, а также произведения богословской литературы и местного эпоса. Более того, профессор Д. Иловайский наделяет князя Даниила Галицкого ролью основателя города Холм как центра «русской» Холмщины. Все православные монастыри «русского Забужья» рассматривались в качестве очагов распространения московской культуры в регионе.
Обобщив вышесказанное, приходим к выводу, что основными факторами, на которых базировалось создание мифологемы «русское Забужье», следует считать этнические, культурно-религиозные, политические и историко-географические. С их помощью объяснялась «легитимность» пребывания Люблинской и Седлецкой губерний в составе российской империи, соответствовавших пространственным границам Холмщины и Подляшья как историко-культурных регионов. Как раз вхождению их в состав «московско-петербургского царства» предшествовали века формирования в них российского присутствия, которое, дополненное многими историческими фальсификациями, создавало благоприятные условия для того, чтобы там практически беспрепятственно была установлена оккупационная российская власть. Следует также отметить, что москва использовала эти территории ещё и для распространения церковной литературы, которую затем использовали в том числе и для экспансии в других регионах. Например, в 1730 г. был издан труд «Философия Аристотелева», содержавший интерпретацию учений древнегреческого мыслителя в контексте экспансионистских учений российской православной церкви. Наряду с элементарной экономией ресурсов, печать таких книг на территории «русского Забужья» способствовала большему засекречиванию этого процесса и минимизации сопротивления распространению литературы с восхвалением экспансионистских основ политики российской империи. Она же после оккупации Польши в 1815 г. объявила местные типографии, монастыри и их имущество своей «исконной» собственностью.
Обратившись к современности, считаем возможным констатировать полное сходство содержательного наполнения категорий «русское зарубежье» и «русское Забужье». Так, активное развитие современного российского зарубежья преследует цель планомерной русификации соответствующих регионов стратегической заинтересованности и включение их в орбиту российского политического влияния. Стало быть, категория эта в основе своей искусственна, а её рамки находятся лишь в головах верных путинистов.
Национальная академия СБУ